1.Новые правила беспошлинного ввоза товаров на территорию страны, в том числе и в посылках.
Если вы раз в полгода заказываете для себя какой-то товар с AliExpress, то вам от этих нововведений ни холодно, ни жарко. Налоговые новеллы затронут интересы именно тех, кто строит свой, не всегда легальный бизнес, на онлайн-магазинах.
Так, на сегодняшний день, как и раньше, можно заказать и ввезти в Украину любой товар стоимостью, не превышающей 150 евро в месяц, без дополнительных налоговых платежей. Однако количество беспошлинных покупок ограничили тремя в месяц. Другими словами, четвертая и каждая последующая посылка в каждом текущем месяце будет облагаться налогами (импортным НДС), таможенной пошлиной и акцизом (для подакцизных товаров). И так ежемесячно, а это не слишком выгодная акция для онлайн-торговцев.
Что же касается тех, кому заказывать ничего не нужно, а проще съездить заграницу самому, то для них предусмотрены следующие новые правила. Без оплаты налогов/пошлины на свои покупки, в страну смогут вернуться те, кто пробыл заграницей больше 24 часов, и въезжает в Украину не чаще одного раза в течение 72 часов. При этом, стоимость товаров, которые ввозятся без уплаты налогов/пошлины, остается прежней – до 500 евро (а в аэропортах – до 1000 евро). Если кто-то катается туда-сюда чаще, то без уплаты налогов/пошлины сможет перевозить товар стоимостью до 50 евро. То есть или кататься или платить.
2. Зеленый свет для электроавто.
Решение, принятое в пользу электромобилей, должно порадовать всех, кто планировал в этом году переходить на альтернативные виды энергии, и, заодно, избавляться от своего старого авто на ДВС. Ведь теперь нет никакого НДС на ввоз электромобилей в Украину.
Но тут, знаете ли, тоже сомнительный вопрос. С одной стороны, то, что выгоду получит тот, кто первым займет нишу поставок электроавто в Украине – сомнений нет, но вот останется ли от этого в выигрыше сама Украина, как государство? Ведь, возможно, изменения в НКУ для налога на электроавто это опять-таки продуманная личная выгода властей?
3.Отраслевые привилегии.
Если говорить о налоговых уступках для конкретных сфер бизнеса, то есть позитивный прогресс. В частности, в фармацевтической отрасли. Именно для нее расширили сферу применения ставки НДС в 7%, в том числе, на импорт и продажу медицинских изделий, которые внесены в так называемый Реестр медтехники и изделий медназначения, которые исторически облагались 20% ставкой. Раньше же применение ставки НДС 7% в части медицинских изделий ограничивалось перечнем, утвержденным постановлением КМУ № 410. Это важный шаг для бизнеса.
Что касается IT индустрии и бизнеса, то для них расширили льготу по НДС на поставку целого ряда программной продукции. Но освобождение от НДС при поставке ПО лишь стимулирует создание новых готовых «отечественных» программ, которые, увы, без адекватной защиты авторских прав интеллектуальной собственности будут, как и прежде, использоваться дистрибьюторами иностранного ПО в Украине. Но это уже другая история.
4. Единая база данных для оценки недвижимого имущества.
Еще одной важной новеллой стало создание Единой базы данных отчетов об оценке недвижимости. Эта база станет не просто архивом данных, ведь помимо основной информации об объектах недвижимости, она будет включать модуль электронного определения их оценочной стоимости. Зачем это нужно? Все просто! База обеспечивает внесение и хранение ведомостей об объекте и обнародования этой информации без вмешательств, так называемых, «черных» риэлторов.
Такая база данных будет обеспечивать автоматический обмен информацией и документами с авторизованными электронными площадками. И при удостоверении сделок, нотариус сможет проверить регистрацию такого отчета в единой базе данных отчетов об оценке и наличие присвоенного ему уникального номера. Учет и контроль по наполнению этой базы информацией будет лежать на плечах Фонда государственного имущества.
Если эта база действительно заработает как нужно, то это отличное решение, для того, чтобы минимизировать мошенничества со стороны “черных” риэлторов, которые самостоятельно устанавливают цены на недвижимость.
Автор: Павел Мороз, адвокат, юрист, экс-заместитель Министра юстиции