Последние два года стали самыми сложными для социальной сети Facebook и её создателя Марка Цукерберга. Издание Wired пообщалось с более чем 50 сотрудниками компании и узнало, какие проблемы в ней возникали за это время и как политики, хакеры и недобросовестные СМИ пользовались уязвимостью Facebook.
В 2012 году в качестве главной социальной сети СМИ использовали не Facebook, а Twitter. Чтобы исправить это, Цукерберг переработал алгоритм формирования ленты таким образом, чтобы новости изданий показывались чаще, чем записи пользователей. Чтобы закрепить эффект, Facebook начал советовать журналистам, как продвигать собственные материалы в соцсети, а позже создал платформу Instant Articles для размещения статей. Крупные новостные издания действительно переключились с Twitter на Facebook, ведь переходов со второй платформы было гораздо больше.
Поначалу компания не вмешивалась в распространение информации и не следила за её достоверностью. Однако в мае 2016 года независимость алгоритма появления новостей в ленте поставили под сомнение. Журналист издания Gizmodo Майкл Нуньес провел исследование и опубликовал несколько материалов о том, что сотрудники Facebook вручную манипулировали появлением публикаций в ленте и удаляли оттуда статьи консервативной направленности.
Источником Нуньеса, как сообщает Wired, был сотрудник отдела по формированию блока с популярными материалами Facebook Бенджамин Фирнау. Он предоставил журналисту внутреннее письмо Цукерберга, в котором основатель соцсети возмущался, что в кампусе компании кто-то зачеркнул надпись «Black Lives Matter». Кроме того, Ньюнес получил от сотрудника скриншот внутренней переписки сотрудников, в которой они обсуждали вопросы к Цукербергу. Наибольшее количество лайков собрал вопрос «Что Facebook может сделать, чтобы предотвратить президентство Дональда Трампа?»
Цукерберг не понимал, какой эффект производят алгоритмы, и отказывался признавать, что Facebook создаёт ложную повестку. Как отмечает Wired, главная проблема Facebook в том, что он позиционирует себя как платформу или инструмент, в то время как пользователи воспринимают соцсеть как самостоятельное медиа.
«Вы можете сколько угодно считать себя платформой, но если пользователь думает иначе, ваше мнение не имеет никакого значения», — написал руководству Facebook инвестор Роджер Макнами.
Цукерберг упустил угрозы от фейковых новостей в первую очередь потому, что не нашел общего языка с редакциями крупнейших изданий, сообщает Wired. Для него новости — всего 5% контента ленты. Алгоритм предпочитал громкие сенсационные заголовки, в итоге фейковые новости оказались успешнее в продвижении, чем крупные медиа.
Проблему с российскими «троллями» Цукерберг тоже вовремя не заметил, так как они действовали по правилам соцсети, и формально их невозможно было ни в чем обвинить. Кроме того, в Facebook в очередной раз преуменьшили масштабы проблемы, хотя эксперты по безопасности утверждали, что посты «фабрики тролеей» видели миллионы пользователей.
По словам сотрудников Facebook, к осени 2017 года Цукерберг наконец осознал, что социальная сеть может приносить вред обществу. Причем российские «тролли» и фейковые новости — лишь часть проблем Facebook. Недостатки обнаружились также во время гонений на мусульман в Мьянме и на Филиппинах.
В 2018 году Цукерберг заявил, что главной задачей на текущий год будет исправление социальной сети. Работа над этим уже началась: по словам создателя Facebook, новый алгоритм формирования ленты показывает в первую очередь посты, которые хочется прокомментировать, а уже потом — записи, рассчитанные только на просмотры и лайки. Такое нововведение является существенным для соцсети, ведь раньше Facebook стремился к тому, чтобы пользователи проводили в нём как можно больше времени. Сейчас же Цукерберг придерживается другой направленности — чтобы они реже смотрели новостную ленту, а если и смотрели, то видели там только то, чему можно доверять.