В случае ликвидации или реорганизации государственного учреждения, при которой работник переведен в другое государственное учреждение (правопреемник), необходимо учитывать, что расчетный период, за который исчисляется средняя заработная плата для начисления пособия по беременности и родам, определяется за 12 календарных месяцев по последнему основному месту работы, которым является не только организация, в которую переведен работник, но и организация, в которой он работал до ликвидации (реорганизации).
К такому правовому заключению пришел Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда.
31 января 2018 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда рассмотрел дело по иску гражданки N в Киевское областное отделение Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Броварское ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области об обязательстве совершить определенные действия.
Из решения следует, что истец 11.08.2021 был уволен из Переяслав-Хмельницкого ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области в порядке перевода в Броварское ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области.
15.08.2021 истец обратился к начальнику Броварской ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области с заявлением о предоставлении отпуска в связи с беременностью и родами.
Истецу предоставили отпуск, но при этом насчитали помощь в связи с беременностью и родами всего за три отработанные дня на последнем месте работы, куда ее перевели.
Истец обратился в Министерство труда и социальной политики Украины с жалобой, на которую получил ответ исполнительной дирекции Киевского областного отделения Фонда соцстраха, в котором указано, что период работы истца к переводу не включается при расчете пособия по временной нетрудоспособности.
Считая указанные действия ответчиков противоправными, истец обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, иск удовлетворен.
Судами предыдущих инстанций установлено, что в соответствии с Приказом УКРИНФОРМ Украины от 18.02.2022 №143 Переяслав-Хмельницкое ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области реорганизовано путем присоединения к Броварской ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ в Киевской области.
Суд обращает внимание, что хотя истецу и освободили в порядке перевода, реорганизация работодателя, стала предпосылкой перевода, не зависела от воли истца. Также истец не изъявил желания увольняться в порядке перевода, не был инициатором такого перевода. Его перевод произошел в результате реализации гарантий права на труд, определенных действующим законодательством.
Реорганизация налоговых органов в 2016 году была проведена с целью упорядочения их работы и оптимизации структуры. Безусловно, реорганизация затрагивает интересы всех работников. Однако, Суд считает, что сужение социальных гарантий работников налоговых органов, в результате указанной реформы, которые были переведены на другие должности не по собственной инициативе, является явно не пропорциональным, не согласуются ни с целями реформы, ни, тем более, с обязанностью государства обеспечить гарантии трудовых прав работников.
Фактически истец продолжил работать в том же государственном учреждении, который, в свою очередь, был присоединен к другому. Итак, в контексте реализации социальных прав и гарантий работников, в частности исчисления средней заработной платы для начисления пособия по беременности и родам, Броварское ОГНИ ГУ УКРИНФОРМ не может считаться «другим» местом работы.
Итак, по мнению коллегии судей, верным является вывод суда апелляционной инстанции, в рамках данного спора перевод истца в «другую» организацию не произошел.