//Почему последние два года – самое сложное время для Facebook?

Почему последние два года – самое сложное время для Facebook?

Последние два года стали самыми сложными для социальной сети Facebook и её создателя Марка Цукерберга. Издание Wired пообщалось с более чем 50 сотрудниками компании и узнало, какие проблемы в ней возникали за это время и как политики, хакеры и недобросовестные СМИ пользовались уязвимостью Facebook.

В 2012 году в качестве главной социальной сети СМИ использовали не Facebook, а Twitter. Чтобы исправить это, Цукерберг переработал алгоритм формирования ленты таким образом, чтобы новости изданий показывались чаще, чем записи пользователей. Чтобы закрепить эффект, Facebook начал советовать журналистам, как продвигать собственные материалы в соцсети, а позже создал платформу Instant Articles для размещения статей. Крупные новостные издания действительно переключились с Twitter на Facebook, ведь переходов со второй платформы было гораздо больше.

Поначалу компания не вмешивалась в распространение информации и не следила за её достоверностью. Однако в мае 2016 года независимость алгоритма появления новостей в ленте поставили под сомнение. Журналист издания Gizmodo Майкл Нуньес провел исследование и опубликовал несколько материалов о том, что сотрудники Facebook вручную манипулировали появлением публикаций в ленте и удаляли оттуда статьи консервативной направленности.

Источником Нуньеса, как сообщает Wired, был сотрудник отдела по формированию блока с популярными материалами Facebook Бенджамин Фирнау. Он предоставил журналисту внутреннее письмо Цукерберга, в котором основатель соцсети возмущался, что в кампусе компании кто-то зачеркнул надпись «Black Lives Matter». Кроме того, Ньюнес получил от сотрудника скриншот внутренней переписки сотрудников, в которой они обсуждали вопросы к Цукербергу. Наибольшее количество лайков собрал вопрос «Что Facebook может сделать, чтобы предотвратить президентство Дональда Трампа?»

 После выхода публикаций Фирнау уволили, а репутация компании пострадала, хотя Цукерберг продолжал стоять на том, что у Facebook нет политической позиции. В конце июня 2016 года стало известно, что теперь в новостной ленте большее внимание будут уделять записям друзей и родственников пользователей. Между тем в это время в самом разгаре была предвыборная гонка, и штабы Хиллари Клинтон и Дональда Трампа во многом опирались на работу с социальными сетями. Наряду с настоящими новостями в ленте всё чаще стали появляться фейковые, например, о том, что папа римский поддержал Трампа. Такие материалы набирали больше лайков, и пользователям стало все сложнее определять, где правда, а где выдумка. Во многом на это повлиял сам Facebook, который рекомендовал пользователям публикации на основе количества лайков вне зависимости от того, достоверные они или нет.

Цукерберг не понимал, какой эффект производят алгоритмы, и отказывался признавать, что Facebook создаёт ложную повестку. Как отмечает Wired, главная проблема Facebook в том, что он позиционирует себя как платформу или инструмент, в то время как пользователи воспринимают соцсеть как самостоятельное медиа.

«Вы можете сколько угодно считать себя платформой, но если пользователь думает иначе, ваше мнение не имеет никакого значения», — написал руководству Facebook инвестор Роджер Макнами.

Цукерберг упустил угрозы от фейковых новостей в первую очередь потому, что не нашел общего языка с редакциями крупнейших изданий, сообщает Wired. Для него новости — всего 5% контента ленты. Алгоритм предпочитал громкие сенсационные заголовки, в итоге фейковые новости оказались успешнее в продвижении, чем крупные медиа.

Проблему с российскими «троллями» Цукерберг тоже вовремя не заметил, так как они действовали по правилам соцсети, и формально их невозможно было ни в чем обвинить. Кроме того, в Facebook в очередной раз преуменьшили масштабы проблемы, хотя эксперты по безопасности утверждали, что посты «фабрики тролеей» видели миллионы пользователей.

По словам сотрудников Facebook, к осени 2017 года Цукерберг наконец осознал, что социальная сеть может приносить вред обществу. Причем российские «тролли» и фейковые новости — лишь часть проблем Facebook. Недостатки обнаружились также во время гонений на мусульман в Мьянме и на Филиппинах.

В 2018 году Цукерберг заявил, что главной задачей на текущий год будет исправление социальной сети. Работа над этим уже началась: по словам создателя Facebook, новый алгоритм формирования ленты показывает в первую очередь посты, которые хочется прокомментировать, а уже потом — записи, рассчитанные только на просмотры и лайки. Такое нововведение является существенным для соцсети, ведь раньше Facebook стремился к тому, чтобы пользователи проводили в нём как можно больше времени. Сейчас же Цукерберг придерживается другой направленности — чтобы они реже смотрели новостную ленту, а если и смотрели, то видели там только то, чему можно доверять.