//Научно-правовая экспертиза подтвердила несогласованность закона об исполнительном производстве

Научно-правовая экспертиза подтвердила несогласованность закона об исполнительном производстве

Нотариальная палата Украины в сотрудничестве с учеными рассмотрела проблемный вопрос несогласованности статьи 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» со статьей 8 Закона Украины «О нотариате», и сложности их практического применения. Об этом сообщает Юридическая Газета со ссылкой на пресс-службу НПУ.

Так, по инициативе Отделения Нотариальной палаты Украины в. Киеве Научно-исследовательским институтом частного права и предпринимательства имени академика Ф.Г. Бурчака НАПрН Украины проведено аналитическое исследование отдельных норм действующего законодательства, касающиегося исполнительного производства, нотариального удостоверения сделок по отчуждению имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество нотариусами, и предоставлено их доктринальное толкование.

По результатам научно-правовой экспертизы сделаны следующие выводы:

Нотариус, который действует как государственный регистратор (как и все государственные регистраторы), не обязан осуществлять проверку о внесении в Единый реестр должников (ЕРБ) заявителя, поскольку законодательством не предусмотрены случаи, когда заявителем является отчуждатель имущества, и на практике не возможно возникновение основания для отказа в госрегистрации, предусмотренной п. 12 ч. 1 ст. 24 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений».

Нотариус не ограничен законодательством в удостоверении сделки по отчуждению имущества лица, внесенного в ЕРД, и вправе удостоверять такую сделку при отсутствии других причин для отказа в совершении нотариального действия. Норма ч. 3 ст. 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» не создает препятствий в совершении нотариусом нотариальных действий, ведь не обязывает и не наделяет нотариуса правом отказывать в совершении нотариальных действий. Также нотариус имеет право заверять сделку по отчуждению имущества должника, вносимого на момент проведения регистрационных действий в ЕРД, и осуществлять госрегистрацию права заявителя, приобретенного на основании такого договора.

Нотариусы не обязаны и не имеют права сообщать орган ГИС или частного исполнителя об имуществе, об отчуждении которого обратилось лицо, указанное в ЕРД. Норма ч.3 ст. 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве», которая накладывает на нотариуса такой долг, противоречит положениям других законов, в частности, ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О нотариате» (нотариальная тайна). Таким образом, между указанными нормами законов существует коллизия, которая требует устранения.

В ч. 3 ст. 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» установлено три разные сроки: в день обращения должника – об обязанности нотариуса сообщить исполнительной службе об имуществе, об отчуждении кому обратился должник; не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления – об обязанности исполнителя принять решение о наложении ареста на имущество; не позднее следующего рабочего дня со дня вынесения постановления о наложении ареста – об обязанности исполнителя направить такое постановление нотариусу. При этом в ч. 4 ст. 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» НЕ конкретизируется, какой именно из этих трех сроков должен быть учтен .

Признание сделки недействительной на основании ч. 4 ст. 9 Закона Украины «Об исполнительном производстве» с практической точки зрения является невозможным в связи с тем, что в результате нечеткости формулировки закрепленной в ней правовой нормы невозможно установить необходимый для этого юридический состав.

В НПУ надеются, что данный вывод научно-правовой экспертизы поможет защитить права нотариусов и законность нотариального процесса.

Следите за новостями с нашим Telegram-каналом и страницей в Facebook!