//Изнасилование в деталях: законодатель уточнил понятие

Изнасилование в деталях: законодатель уточнил понятие

Иногда законодатель поражает своими предложениями о внесении изменений в законы. Вот и на этот раз “гении законотворчества” удивили многих юристов своим “перлом”.Несмотря на деликатность темы, Lойер решил разобраться в вопросе.

 Законом Украины от 06.12.2021 г.. №2227-VIII “О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины с целью реализации положений Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями» были внесены существенные изменения в УК Украина. В частности, касающиеся преступлений против половой свободы. Согласно данным официального сайта Верховной Рады изменения должны вступить в силу 11.01.2022 г..

Так, данным законом уточнены понятия изнасилования.

“Статья 152. Изнасилование”

1. Совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным или оральным проникновением в тело другого лица с использованием гениталий или любого другого предмета, без добровольного согласия потерпевшего (изнасилование).

Напомним, что пока в действующей редакции УК Украины определяется, что изнасилования - это половое сношение с применением физического насилия, угрозы его применения или с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица.

Кажется, что и так все понятно. Зачем излишняя детализация, еще и учитывая то, что к новому формулировка множество вопросов.

Интересные мысли по этому поводу привел Виктор Маркин , к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии Львовского национального университета имени Ивана Франко в своей статье изданию “Юридическая газета”.  

Во-первых, неудачной является конструкция новой редакции ст. 152 «Изнасилование» УК Украины, согласно которой уголовно-наказуемым признается «совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным или оральным проникновением …». Такая формулировка склоняет к выводу, что существуют определенные «действия сексуального характера», которые только связанные с проникновением (вагинальным, анальным или оральным) хотя даже школьнику понятно, что указанное проникновение, собственно, считается «действием сексуального характера», за которую устанавливается уголовная ответственность.

Смешным выглядит формулировка, согласно которому указанное преступное действие должно происходить с «использованием гениталий или любого другого предмета». Вдумайтесь, penis признан «предметом», который «используется» мужчиной! Возможно, основные идеологи законопроекта рассматривали эти «вещи материального мира» как орудие совершения преступления с соответствующими правовыми последствиями?

Во-вторых, новая конструкция ч. 1 ст. 152 УК указывает на то, что потерпевшим в рамках этого состава преступления является лицо, получившее вагинального, анального или орального проникновения. Здесь сразу возникают некоторые вопросы. Как быть в случае недобровольного естественного полового акта женщины по отношению к мужчине, за которого проникновения «в тело другого лица» (мужа) не происходит? Что делать в ситуациях, когда проникновение происходит в тело субъекта преступления (например, потерпевшего заставили ввести фаллоимитатор субъекту преступления)?

Наверное, в этих случаях содеянное не будет охвачено ни новой редакцией ст. 152 УК Украины, ни новой редакцией ст. 153 УК Украины (последняя содержит разграничительный негативный признак - действия сексуального характера должны быть «не связаны с проникновением в тело другого лица»). Кстати, на этот недостаток обращалось внимание в заключении Главного научно-экспертного управления от 14.11.2021 г., где отмечалось, что если речь идет о «… проникновения в тело потерпевшего, то при определенных обстоятельствах виновные лица могут избегать уголовной ответственности». Видимо, «виновным лицам» (очевидно, авторы выводу имели в виду насильниц) все же сложно будет избегать уголовной ответственности, однако отвечать они могут только по новой редакции ст. 154 «Принуждение к вступлению в половую связь» УК Украины, санкции которой менее строгие, чем санкции новой ст. 152 УК Украины. Например, недобровольный природный половой акт взрослой женщины с несовершеннолетним будет караться штрафом (до 50 н.м.д.г.) или арестом (сроком до 6 месяцев), тогда как аналогичный акт взрослого мужчины с несовершеннолетней - лишением свободы на срок от 7 до 12 лет. Такое гендерное равенство.

В-третьих, новые редакции ст. 152 и ст. 153 УК Украины сформулированы таким образом, что допускают квалификацию по первой из статей менее общественно опасных посягательств, а по второй - более общественно опасных, хотя планировалось все наоборот. Например, по общему правилу, недобровольное введение мужского полового члена между молочных желез потерпевшей (на языке любителей - «Нарвасадата») с последующей эякуляцией является более общественно опасным, чем, извините, принуждение потерпевшего к сосанию Chupa Chups с тем, чтобы субъект преступления мог помастурбировать. Это очевидно, ведь во втором случае происходит тактильный контакт пострадавшего с субъектом преступления. Конечно, перечень таких случаев можно продолжить.

На самом деле, можно долго дискутировать о целесообразности указанных изменений. Однако, дискутируй / не дискутирует а закон уже принят. Так придется “жить по-новому”.